Апр 17, 2013 - Кино    Нет комментарий

Г. Данелия. Краткий пацако-чатланский словарь. Издание второе, переработанное и сокращенное

Статья первая

 

В севастопольских кинотеатрах стартовал показ анимационной версии культового фильма 1986 г. «Кин-дза-дза!». Дабы не путать эти два произведения, название было подкорректировано, и мультфильм стал именоваться «Ку! Кин-дза-дза». Автор обоих проектов – гениальный кинорежиссер Георгий Данелия. Последняя работа не является продолжением старой истории, а лишь пересказывает ее на новый лад. Что же заставило создателя пересматриваемых по многу раз кинокартин вернуться к тематике инопланетной повести?

Обратимся к истокам. В «Кин-дза-дза!» рассказывалось о двух советских гражданах, волею случая оказавшихся в чужом мире, устроенном с точностью до наоборот, – мире планеты Плюк, где действует закон «Человек человеку волк». В почете лишь деньги и положение в обществе, все друг друга «кидают», друг у друга воруют, морали нет никакой. Выживает лишь тот, кто хитрее, подлее и изворотливее. Фактически главные герои оказались в «капстране». Смогли ли они адаптироваться к таким условиям и не пренебречь при этом моральными принципами, характерными для нашего общества в прошлом? Да, смогли. В новой же интерпретации на Плюк попадают двое граждан уже постсоветского пространства. То есть герои нашего времени. Но если в первой истории с самого начала был конфликт двух мировоззрений и мироустройств, то здесь получается, что люди будто бы приехали в другой город, ибо сегодняшнее общество, к великому сожалению, повторяет описанный в «Кин-дза-дза!» инопланетный социум. В оригинале бросить вызов суровым реалиям антиутопии удалось старшему из двух главных персонажей – прорабу дяде Вове. Опыт прожитых лет позволил ему взять на себя ответственность за случайного попутчика с Земли, студента Гедевана, и попытаться найти выход из непривычных для его мира ситуаций. В современной версии сценария тоже есть дядя Вова, и на сей раз он виолончелист с мировым именем, однако теперь приспособиться к чужеродной среде удается молодому представителю человечества – Толику, племяннику музыканта. Дело в том, что новый дядя Вова еще застал советский период и для него нравы другой планеты пока способны вызвать культурный шок, тогда как Анатолий вырос в подобной Плюку среде, хоть и на родной планете. В этом заключается новизна работы. А ее актуальность выражена в эпизоде, когда героям, остановившим некое транспортное средство, приходится отработать проезд музыкальным выступлением. Классическая партия виолончели в исполнении виртуоза Владимира Чижова вызывает гнев и тошноту инопланетных водителей. В то время как игра-какофония Толика, никогда не державшего в руке инструмент, в сопровождении уже знакомого по первоисточнику пения «Мама, мама, что мы будем делать?» приходится по душе гуманоидам. «Это мы очень любить! Это нас совсем не тошнить!» – заявляют они. Безграмотное общество, вместо музыки слушающее набор звуков с текстом сомнительного качества… Ничего не напоминает?

(Окончание в следующей статье)

© Павел Поликарпов

Ку! Кин-дза-дза

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Есть что сказать?

QR Code Business Card